Atomic-Energy.ru

Ливия: межконтинентальный перелет

24 мая 2011

Последний и лучший из построенных советскими специалистами за рубежом исследовательский реактор ИРТ-10 был пущен в 1983 году в Тажуре – пригороде Триполи, столицы Ливийской Арабской Джамахирии. Вывоз ОЯТ из Тажуры был осуществлен в 2009 году.

Пульт управления реактором ИРТ-10 Реакторный зал Обучение обращению с контейнерами ТУК-19 Подготовка оборудования

Над организацией вывоза ОЯТ из Тажуры работали параллельно специалисты трех стран – Ливии, России и США. В числе российских участников была научно-производственная фирма «Сосны», специалисты которой уже принимали участие в работах по возврату из Ливии высокообогащенного необлученного топлива.

В начале проекта в 2008 году специалисты столкнулись с рядом проблем. При реакторе не было оборудования и технологии для подготовки к вывозу ОТВС – они просто не входили в проект, как и на многих других исследовательских установках за рубежом. Кроме того, база данных по ОТВС не соответствовала требованиям грузополучателя (ФГУП «ПО «Маяк»). Впрочем, эта проблема знакома и российским атомщикам: за последнее десятилетие нормативная база в области работы исследовательских реакторов радикально изменилась. Выявились и другие сложности – нормативные, организационные и технические: отсутствие разрешительных документов на перевозку, необходимых дипломатических договоренностей, плотный график использования пригодных для перевозки контейнеров. На оформление американской и ливийской сторонами необходимых документов, согласование ведомствами межправительственных соглашений (ливийско-российского и ливийско-американского) ушло значительное время. 

В начале 2009 года специалисты НПФ «Сосны» и ФГУП «ПО «Маяк» провели аттестацию топлива: собрали информацию об ОЯТ (трех- и четырехтрубных ОТВС ИРТ-2М, изготовленных в СССР в 1980-1984 годах), проверили их физическое состояние, подготовили документы для транспортировки ОЯТ в Россию.

По результатам аттестации с помощью коллег из ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» была исследована возможность и обоснована безопасность перевозки несколькими видами транспорта. Благодаря удачному выбору контейнера (ТУК-19) – сравнительно небольшого по емкости, изготовленного из пластичной нержавеющей стали, с очень большим запасом прочности – оказалось возможным перевозить ОТВС даже на самолете. После согласования с заинтересованными сторонами этот вариант и был выбран как самый безопасный и уже опробованный при вывозе ОЯТ из Румынии.

В статье «Подготовка первой авиаперевозки ОЯТ, сертифицированной по новым правилам» подробно описана история сертификации первой авиаперевозки, выполненной не по «специальным условиям». Перевозка ОТВС в ТУК-19 из Ливии была второй такой перевозкой. Соответственно, на нее также распространялись строжайшие требования российских и международных норм.

Ливийская сторона провела модернизацию оборудования для загрузки ОТВС в контейнеры. НПФ «Сосны» разработала, изготовила и доставила на установку специальные захваты для загрузки ОТВС, с участием специалистов ФГУП «ПО «Маяк» провела обучение ливийского персонала технологии загрузки ОТВС в контейнеры и методам обращения с контейнерами – подачи на загрузку, проверки герметичности, установки в грузовой контейнер и т.д. Для обучения ливийского персонала в Тажуру были заранее доставлены два порожних ТУК-19 в грузовом контейнере.

Осенью 2009 года разрешительные документы на ввоз ОТВС в Россию были готовы, чуть позже были решены также проблемы с дипломатическим соглашением между Ливией и США.

В середине ноября в Тажуру доставили еще пять ТУК-19. В течение одной рабочей недели все предназначенные к перевозке 26 ОТВС были загружены; контейнеры подготовлены к отправке. Самолет АН-124-100 российской авиакомпании «Волга-Днепр» прибыл за грузом, но осуществить перевозку тогда не удалось – правительство Ливии не дало разрешение на вывоз. Самолет вернулся порожним; контейнеры, которые были остро необходимы для перевозок ОТВС по России, остались в Ливии.

Правительство Ливии дало разрешение на вывоз ОЯТ только в конце декабря 2009 года. Контейнеры с ОТВС были погружены на самолет АН-124-100 и благополучно доставлены на ФГУП «ПО «Маяк» для переработки в соответствии с внешнеторговым контрактом и межправительственными соглашениями между РФ и США, а также между РФ и Ливией. Перевозка была осуществлена в полном соответствии с российскими и международными правилами.

Авторы

О.П. Баринков, С.В. Комаров (ООО НПФ «Сосны»)