Ледокол "Россия" дойдет до СП-37 не раньше, чем через 8-10 дней

27 мая 2010

Атомный ледокол "Россия" дойдет до ледовой дрейфующей станции "Северный полюс-37" (СП-37) не раньше, чем через восемь-десять дней из-за вынужденной смены маршрута, сообщил в среду РИА Новости заместитель генерального директора ФГУП "Атомфлот" Андрей Смирнов.

"Изменилась ветровая обстановка, поэтому сейчас пришлось сменить маршрут ледокола на более южный. Ледокол идет нормально, и когда они вырвутся из ледовых массивов, надеясь на разрывы сплошные, точно сказать нельзя. Остается пройти еще порядка 600 миль. За половину суток они проходят 70-80 миль, то есть, максимум - от восьми до десяти суток", - сказал он.

Атомный ледокол "Россия" вышел в океан для эвакуации дрейфующей арктической станции СП-37 15 мая. Ранее предполагалось, что станция СП-37 продолжит свою работу и в следующий сезон, поскольку льдина, где она находилась, попала в "циркуляцию" - она не "пошла" в пролив Фрама, а попала в канадский сектор Арктики, где теоретически могла продержаться еще год.

Однако уже в конце апреля стало ясно, что льдина разрушается, и начало операции по эвакуации станции было намечено на середину мая. Руководители российской Высокоширотной арктической экспедиции заявляли, что новая станция в 2010 году уже не будет высажена.

ФГУП "Атомфлот" эксплуатирует атомный ледокольный флот России и вспомогательный флот, обеспечивает технологическое обслуживание ледоколов, а также техническое обслуживание и ремонт (ТОиР) своих судов. "Атомфлот" имеет мощную береговую промышленную инфраструктуру, на его базе действует единый ледокольно-технологический комплекс гражданского атомного флота РФ.

Двухметровый лед

Заместитель начальника Высокоширотной арктической экспедиции Арктического и антарктического НИИ Николай Адамович подтвердил в беседе с РИА Новости, что ледокол действительно "идет в тяжелых условиях".

"Рейс выполняется в период максимального нарастания толщины льда, сейчас лед максимальный, весенние процессы не начались. Хотя они идут в однолетних льдах, старых льдов там нет, но толщина его достигает двух метров, лед весь поджат, разрывов мало", - сказал собеседник агентства.

"Поэтому скорости низкие, менее трех узлов (около 5,5 километра в час), и до дрейфующей станции осталось еще 600 миль (более 1,1 тысячи километра)", - добавил он.

Адамович отметил, что облегчить путь ледокола может приближающийся циклон. "Разрывов во льду появится больше, скорость несколько увеличится, но все равно это не менее шести суток", - сказал собеседник агентства.

Ранее ледокол в таких широтах в этот период не ходил, отметил он, предыдущие рейсы ледокола были в период максимального очищения океана ото льда - это август-сентябрь, раньше все такие рейсы в этих широтах носили экспериментальный характер, а это производственный, рабочий рейс.

По данным на 10.00 мск среды ледокол находился в точке с координатами 79 градусов 46 минут северной широты, 161 градус 13 минут восточной долготы. Станция СП-37 находится на 141 градусе западной долготы, 80 градусов 5 минут северной широты.

Говоря о ситуации на дрейфующей станции, Адамович отметил, что там "продолжаются метеонаблюдения, идет обычная жизнь, ничего критического не происходит".

"Те процессы, в результате которых шли трещины, разломы, в последние дни больше не наблюдаются. Однако ледовое поле станции разделено на отдельные фрагменты. Полярники готовятся к снятию, составили план погрузочных работ", - сказал собеседник агентства.

"Это сложно: куда подойти ледоколу, как организовать работу, чтобы снять имущество и людей со всех этих фрагментов", - отметил он.