Атомоход "50 лет Победы" вернулся в Мурманск после рекордных ледовых проводок

25 октября 2011

Самый большой в мире атомный ледокол "50 лет Победы" ФГУП "Росатомфлот" Госкорпорации "Росатом" возвратился в понедельник в порт приписки Мурманск из четырехмесячного рейса, сообщил начальник управления перспективного развития эксплуатации флота предприятия Владимир Арутюнян.

"Ледокол проделал не только большую работу по проводкам судов на трассах Севморпути (СМП), но и сопутствующие научные исследования", - рассказал Арутюнян.

Научный труд команды "50 лет Победы" осуществлялся совместно со Штабом морских операций СМП и состоял в том, что в мелководных районах Карского и Восточно-Сибирского морей производился промер глубин для нахождения крупных стамух.

Cтамухи - это торосистые, "усевшиеся" на мели ледовые образования, которые обычно образуются в мелководных районах замерзающих морей, пояснил Арутюнян. А безопасность ледокольной проводки крупных судов в Арктике напрямую связана с обнаружением и нанесением на карты мест нахождения этих подводных "скал".

"Ранее, в 2009 и 2010 году, в конкретных районах были обнаружены стамухи, и предстояло проверить, там ли они находятся. Ведь из-за стамухи реальная глубина может быть гораздо меньше, чем указанная на морской карте. А это значит, что риск при проведении супертанкеров с осадкой до 14 метров значительно возрастает", - рассказал Арутюнян.

В восточном районе Арктики, где промеры глубин недостаточно частые, стамухи образовываются на банках (отмелях), не обозначенных на картах, добавил он.

"С ледокола спускали катер, производили эхолотом замеры, затем наносили на карты уточненные сведения. Для безопасной навигации по СМП эти полевые данные имеют большое значение", - подчеркнул Арутюнян.

Кроме того, атомоход "50 лет Победы" в начале четырехмесячного рейса осуществил четыре туристических поездки на Северный Полюс. В конце августа он вместе с "Ямалом" провел по СМП крупнейший за всю историю ледокольных проводок танкер "Владимир Тихонов" компании "Совкомфлот". Судно с газоконденсатом дедвейтом более 162 тысяч тонн длиной 280 метров, шириной 50 метров и осадкой более 13 метров прошло Северным морским путем в сопровождении атомоходов в рекордно короткий срок - семь с половиной суток.

Первый в этом году экспериментальный транзит танкера "Perseverance" с газоконденсатом по Севморпути начался 29 июня и длился 15 суток. Транзитные перевозки по СМП в 2010 году составили около 100 тысяч тонн, в 2011 году, к концу навигации, достигнут 800 тысяч тонн. Ранее заместитель генерального директора ФГУП "Росатомфлот" Госкорпорации "Росатом" по эксплуатации флота Андрей Смирнов сообщил РИА Новости, что "Росатомфлот" рассчитывает как минимум удвоить объемы транзита по СМП в 2012 году.

Весной 2012 года "50 лет Победы", ориентировочно, будет работать на Балтике, в направлении крупнейших портов Усть-Луга и Приморск на проводках крупнотоннажных нефтеналивных танкеров. Летом ему предстоят и туристические рейсы к Северному Полюсу, их запланировано не менее трех.

Пока по окончании швартовки в Мурманске "50 лет Победы" ждет кратковременная передышка у причала Атомфлота, смена экипажа и следующий выход на трассы СМП в первых числах ноября - до окончания навигации 2011 года.

Атомный ледокол "50 лет Победы" первоначально назывался "Урал" и строился на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Был заложен 4 октября 1989 года и спущен на воду 29 декабря 1993 года. Дальнейшее строительство было приостановлено из-за отсутствия финансирования. В 2003 году строительство было возобновлено, и 1 февраля 2007 года ледокол вышел в Финский залив на ходовые испытания, которые продлились две недели. Флаг на ледоколе был поднят 23 марта 2007 года, а 11 апреля атомоход пришёл в постоянный порт приписки Мурманск.
Он представляет собой модернизированный проект второй серии атомных ледоколов типа "Арктика". Расчетная максимальная толщина льда, которую должен преодолевать ледокол на постоянном ходу, составляет 2,8 метра. Длина - 160 метров, ширина 30 метров, осадка 11 метров. Силовая энергетическая установка состоит из двух реакторов, максимальная мощность - 75 тысяч лошадиных сил.
Ремонтно-технологическое предприятие РТП "Атомфлот" было создано в 1960 году. В 2008 году имущественный комплекс предприятия был передан госкорпорации "Росатом". В состав современного атомного флота России входят четыре двухреакторных ледокола ("Россия", "Советский Союз", "Ямал", "50 лет Победы"), два однореакторных мелкоосадочных ледокола "Таймыр" и "Вайгач", атомный лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть", а также пять плавучих технических баз обслуживания.
Северный морской путь - это кратчайший путь между Северной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Для эталонного маршрута Роттердам-Йокогама при следовании через Индийский океан расстояние составляет 11,2 тысячи морских миль. При следовании по Северному морскому пути расстояние сокращается на 3,9 тысячи морских миль или на 34%. Это уменьшает время в пути до 20 с 33 суток и, соответственно, снижает стоимость доставки грузов. Потенциальный грузопоток Севморпути оценивается в 50 миллионов тонн в год.