РИА Новости

Атомоход Россия отправится 16 сентября за полярниками дрейфующей станции СП-38

12 сентября 2011

Высокоширотная экспедиция Арктического и Антарктического НИИ Росгидромета (ААНИИ), которая должна вывезти полярников с дрейфующей станции "Северный полюс-38" (СП-38) и организовать новую станцию СП-39, отправится 16 сентября из Мурманска на атомном ледоколе "Россия", сообщили РИА Новости в пресс-службе ФГУП "Росатомфлот" госкорпорации "Росатом".

Станция СП-38 была высажена на лед в восточной части Северного Ледовитого океана 15 октября 2010 года. За это время она проделала по Арктике путь более чем в 2 тысячи километров.

"В ходе экспедиции, помимо снятия СП-38 и организации СП-39, будут попутно проведены комплексные научные исследования. Расчетная длительность плавания - один месяц. Экспедиции предстоит найти подходящую новую льдину, на которую будет высажен личный состав новой станции и выгружено около 300 тонн оборудования и материалов снабжения", - рассказал представитель пресс-службы "Росатомфлота".

Доставку участников экспедиции СП-38, грузов и оборудования к месту дрейфа в 2010 году также обеспечил ледокол "Россия". Дрейфующая научно-исследовательская станция СП-38 выполняет океанографические, ледовые, метеорологические наблюдения, включающие, в частности, наблюдения за концентрацией двуокиси углерода, метана и озона в прилёдном слое атмосферы и за интенсивностью ультрафиолетовой радиации.

"Научные приборы, аппаратура, вычислительная техника, радиооборудование, транспортная техника, оборудование энергетического комплекса находятся в рабочем состоянии и функционируют исправно. Личный состав станции, который насчитывает в настоящее время 16 человек, здоров", - сообщили РИА Новости в "Росатомфлоте".

Первая в мире дрейфующая станция "Северный полюс-1" была высажена на льды Арктического бассейна 25 мая 1937 года. В этот день на льдину вблизи Северного полюса самолетами Высокоширотной воздушной экспедиции (ВВЭ) были доставлены начальник станции Иван Папанин, геофизик Евгений Федоров, гидролог Петр Ширшов и радист Эрнест Кренкель. C этого момента дрейфующие станции работали в Арктике достаточно регулярно, с перерывом на предвоенные и военные годы, а также на 12 лет в 1980-2000 годах. Весной 2003 года их работа была возобновлена.

Ледокол "Россия" - атомный ледокол типа "Арктика". Заложен 20 февраля 1981 года на Балтийском заводе им. Серго Орджоникидзе в Ленинграде. Спущен на воду 2 ноября 1983 года. Принят в эксплуатацию 21 декабря 1985 года. Длина - 150 метров, ширина - 30 метров, высота борта - 17,2 метра. Атомная турбоэлектрическая установка ледокола имеет мощность 75 тысяч лошадиных сил. Максимальная скорость хода на чистой воде - 20,8 узлов.

Ремонтно-технологическое предприятие РТП "Атомфлот" (с декабря 2002 года - ФГУП "Атомфлот") было создано в 1960 году. В 2008 году имущественный комплекс предприятия был передан госкорпорации "Росатом". В состав современного атомного флота России входят четыре двухреакторных ледокола ("Россия", "Ямал", "Советский Союз", "50 лет Победы"), два однореакторных мелкоосадочных ледокола "Таймыр" и "Вайгач", атомный лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть", а также пять плавучих технических баз обслуживания.

Арктический и антарктический научно-исследовательский институт Росгидромета (ААНИИ) является единственным в России научно-исследовательским учреждением, проводящим комплексное изучение полярных регионов Земли. ААНИИ имеет статус государственного научного центра РФ. Сотрудники института принимали участие во всех крупных полярных экспедициях 1930-х годов, в том числе в легендарных плаваниях на ледокольных пароходах "Георгий Седов", "Александр Сибиряков", "Челюскин".