Строительство ледокола «Арктика» может задержаться

4 мая 2017

За спуском «Арктики» со стапелей на воду следила вся страна. Но у достроечной стенки продвижение ледокола остановилось.

В частности, «Балтийский завод - Судостроение» по заказу «Росатома» строит сегодня три ледокола – «Арктика» (головной), «Сибирь» и «Урал». Это стратегическая задача, поскольку их планируют эксплуатировать на трассе Севморпути. Общая стоимость трёх заказов - 123 млрд рублей. Однако сегодня не всё ладится у балтийцев. В частности, корабелы настойчиво требуют перенести сроки сдачи головного атомного ледокола «Арктика» проекта 22220 (ЛК-60) на целый год - с этого декабря на декабрь 2018-го.

Контракт на строительство заключён на 37 млрд рублей. Документ подписан в августе 2012 года, срок сдачи корабля – декабрь 2017 года. «Киров-энергомаш» (КЭМ), дочернее предприятие Кировского завода Петербурга, должен был изготовить для «Арктики» паротурбинную установку. Оговоримся - этот заказ на 2,7 млрд рублей предприятие выиграло по конкурсу. По соглашению установку должны были доставить на верфь ещё весной 2015 года, но с этой задачей не справились, и корабелы, уже сами попавшие в должники, винят в этом только «Киров-энергомаш». Дело дошло до суда: балтийцы требуют взыскать с КЭМа 188 млн рублей за срыв поставки.

Однако и «Киров-энергомаш», как выясняется, подал встречный иск, поскольку кировчанам тоже задолжали, но уже производитель парогенераторов - Крыловский государственный научный центр. Он должен был передать КЭМу для монтажа корабельной силовой (паротурбинной) установки «Арктики» два парогенератора. Но первый был поставлен только в декабре 2016 года, а второй поступил на хранение в этом январе, и пока использовать его невозможно. В своё оправдание Крыловский государственный научный центр заявил, что на срыве сроков поставки сказались изменения в конструкции парогенераторов, а также модернизация собственных испытательных стендов. В общем, получилось по принципу падающих друг на друга костяшек домино - одна проблема создаёт другую, а та третью…

И на третьей, надо сказать, проблемы не кончаются, ведь в прошлом году «Киров-энергомаш» подписал контракт на поставку корабелам ещё двух комплектов паротурбинных установок - для следующих за «Арктикой» ледоколов «Сибирь» и «Урал». А балтийцы и «Рос-атом», между прочим, уже не платят за них «Киров-энергомашу» и вообще хотят передать заказы Калужскому турбинному заводу…

А пока суд разбирается со встречными исками, впереди опасно забрезжила ещё одна проблема - строительство в дальнейшем тяжёлых атомных ледоколов проекта ЛК-120 «Лидер». О ней, в частности, заявил глава Объединённой судостроительной корпорации Алексей Рахманов в ходе недавнего заседания Госкомиссии по вопросам развития Арктики. Дело в том, что появление головного «Лидера» обусловлено тем опытом, который корабелы намеревались получить при строительстве «Арктики», «Сибири» и «Урала», но эта троица уже сейчас идёт на стапеле с большим опозданием. К тому же, по оценке представителя Минпромторга, упомянутые корабли даже в случае успешной их сдачи лишь частично смогут компенсировать потребности российского ледокольного флота в Арктике. Так, по данным Минпромторга, к 2025 году ожидаемый грузопоток на Севморпути в связи с вводом в эксплуатацию новых месторождений на полуострове Ямал составит около 40 млн тонн. Но для обеспечения транспортировки таких объёмов танкерами у России просто не хватит ледокольного флота.

Эту тревогу разделил и генеральный директор «Атомфлота» Вячеслав Рукша, который прямо упрекнул Объединённую судостроительную корпорацию (в неё входит «Балтийский завод – Судостроение») в неспособности строить ледоколы в срок и заметил, что, если после 2026 года в составе «Атомфлота» не будет восьми современных ледоколов, планы освоения арктических нефтегазовых месторождений не будут выполнены.

Вице-президент по гражданскому судостроению ОСК Евгений Загородний признал проблемы со своевременной сдачей судов и попытался оправдаться, мол, виной всему является

«провал в заказах в 90-е годы», сказавшийся на всей производственной цепочке… «Тем не менее мы понимаем, что строить надо быстрее, качественно, экономически оправданно».